Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский. Даже как то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не "помнили" и не "святили" этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.
То не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня
рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим
христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и
для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник
этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней
мере в возможности) через Таинство Крещения.
Не будь этого
духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только
сказать с многострадальным Иовом: "погибни день, в который я родился, и
ночь в которую сказано: зачался человек". Древние христиане называли
днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом.
Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia,
"родины".
При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя?
Правда,
его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что
и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.
Христос
для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с
небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его
плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение,
вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем "еже по плоти"
рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества,
несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его
и праздники в честь мучеников.
Древняя церковь была принуждена
внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше,
чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и
последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее
православной церкви этот праздник ввели у себя еретики - гностики и
ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни
Спасителя Его крещению.
Ничто так не завлекало христиан в
ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное
гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику
противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь
установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и
назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день
Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как
Бог, как Единый от Троицы.
Мало того: чтобы еще более
подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова,
тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию
крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему еазвание
"Богоявления" шло еще более, чем крещению. То и другое, Крещение и
Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием
"Богоявления", и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6
января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в
Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь,
отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику
доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника
Крещения.
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от
Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при
папе Юлии.
Можно догадываться, чем было вызвано это отделение
и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с
особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот
день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он
становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь
этого солнцеповорота назывался днем "Непобедимого" (dies Invicti), т.е.
днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и
которое с этого времени идет к весне.
В одном римском
календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря
в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему
своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер.
За
этим печальным праздником "бога времени" следовал светлый праздник
"бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И
после победы язычества над христианством праздник этот с особенным
блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при
императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).
Чтобы
отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6
января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного
незаходимого солнца.
За Римом в этом отношении последовали и
все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей
на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя:
Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн
Златоуст в Антиохии.
Относительно святого Златоуста из его же
бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот
праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и
осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно
римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу
Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в
следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский,
письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество
Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и
на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова;
папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25
декабря.
Василий Великий поручил Григорию Богослову установить
на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже
дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве
урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.
Древней
церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения
Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали
это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим
свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25
или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению
этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно
следующих соображений.
Месяц и день смерти Христовой точно
известен из евангелий; а в церкви издавна распространено было
убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет,
как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же
день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год
приходилась на 25 марта.
Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали
для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой
Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.
Таким
образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало
на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между
течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было
более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так
уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после
весны.
Источник: М. Скабалланович "Православное Рождество" из книги "Большая книга Рождества"
|